«Дефицит воды после отказа от угля – она не течет». Этот текстовый контент MDR за март вызвал большой интерес среди читателей. Об этом не только узнали сотни раз, но и активно упоминали. В докладе отражено нынешнее состояние планов, причин и опасений по поводу того, что Шпрее рано или поздно заполнится водой из Эльбы. До 75% последнего приходится на воду, откачиваемую из карьеров бурого угля. Однако если принять решение о прекращении добычи, это предложение будет постепенно иссякать. Шпревальд и особенно Берлин переживут ожидаемую нехватку воды.
Одна из идей консультантов заключается в том, чтобы рано или поздно использовать воду из Эльбы для Шпрее. Так называемая эстакада через Эльбу могла бы переносить воду из большой реки в меньшую. MDR AKTUELL теперь хотел узнать больше о том, что стоит за этим вариантом, который кажется огромным творческим и дальновидным. Сколько воды должно течь, где может быть использована Эльба, где именно будет проходить водный путь и, прежде всего: разумна ли эта концепция на самом деле? Подтвержденным знатоком в этой области является доктор Вильфрид Ульманн. Он возглавляет личный институт воды и почвы (IWB) в Дрездене. Ульманн консультирует Лаузицкую и Центральногерманскую горнодобывающую компанию (LMBV), а также крупную энергетическую компанию LEAG.
Концепция связи Эльба-Шпрее уже устарела на 100 лет.
Вильфрид Ульманн также работал над исследованием, написанным в соавторстве с Федеральным агентством по охране окружающей среды, которое в течение последних 12 месяцев было посвящено проблеме нехватки воды на Шпрее из-за постепенного отказа от бурого угля.
В интервью MDR знающий человек подчеркнул, что изучает этот предмет с научной точки зрения уже несколько лет. «Я знаю, что настроения накаляются, потому что проблема упоминается больше в политических целях, чем когда речь идет об управлении водными ресурсами», — говорит он. Тем не менее, он хочет поговорить, потому что разговор идет об информации. И он проходит большое расстояние, чтобы попробовать это. Концепция соединения важнейших рек по всей Германии устарела более чем на 100 лет. Тем не менее на тот момент целью было иметь возможность использовать реки для транспорта.
Около 25 лет назад тема «мостов через Эльбу» возникла в связи с реконструкцией бурого угля. «В тот момент вопрос касался того, какую воду LMBV может использовать для затопления своих буроугольных озер», — говорит Ульманн. Однако вопрос о переключении воды на Эльбе в настоящее время не предпринимался, поскольку наводнение в значительной степени было бы завершено к моменту завершения строительства соответствующего переключателя. Но планы того времени являются основой для забот и дискуссий в наши дни. Они указаны в исследовании Федерального агентства по охране окружающей среды. Были исследованы три маршрута, см. рисунок.